Художник Питер Брейгель-старший или «Мужицкий» (1525-1569), Нидерландская школа. "Художник и знаток. (Автопортрет)" Около 1565-1566 гг. Музей истории искусств. Вена.
Художник Питер Брейгель-старший или «Мужицкий» (1525-1569), Нидерландская школа. «Игры детей». 1560. Дерево, масло. 118х161. Музей истории искусства в Вене.
В «Играх детей» (из незаконченной серии «Четыре возраста человека») перспектива улицы, усыпанной играющими детьми, не имеет предела, их веселые и бессмысленные забавы — своего рода символ столь же абсурдной суеты всего человечества.
Художник Питер Брейгель-старший или «Мужицкий» (1525-1569), Нидерландская школа. «Крестьянский танец». 1568. Дерево, масло. 114х164. Музей истории искусства в Вене.
Художник Питер Брейгель Мужицкий (1525-1569), Нидерландская школа. "Возвращение стад". Из серии "Времена года" - октябрь или ноябрь. 1565 г. Дерево, масло. 117х159. Вена. Историко-художественный музей.
«Советский художник» Москва 1966 9-367. Ц. 3 к.Цикл «Времена года», дошедший до нас только четырьмя пейзажами, а по предположениям многих исследователей, состоявший из двенадцати картин, был выполнен Брейгелем в 1565 году. Его относят к числу шедевров великого нидерландского художника. Трудно назвать другого европейского живописца, которому было бы присуще столь всеобъемлющее понимание закономерностей жизни и связанной c ней трудовой деятельности человека.Одна из картин цикла — «Возвращение стад» посвящена изображению поздней осени. Оголенные стволы деревьев, колеблемые порывами холодного ветра, оледеневшие скалы, тяжело плывущие тучи, одинокая птица на ветке создают необыкновенно выразительный образ опустевшего и неприютного мира, от которого спешит уйти человек, чтобы обрести тепло домашнего очага. Брейгель дает не только зрительную картину осени, но скупо и точно найденными деталями, полными образного смысла, вносит в пейзаж безошибочно точное настроение и отношение к природе в определенное время года. Мир природы предстает перед зрителем грандиозным и величественным. Смотря на него с высокой горы, еще более высокой, чем скалы вдали, Брейгель дает ощутить его беспредельность, мощь и великую тайну бытия, закономерности которого подчиняют себе человека. Однако именно человек, как бы мал он ни был в сравнении с природой, несет активное творческое деятельное начало. Крестьяне, озябшие и продрогшие, торопливо погоняющие коров, по существу, являются главными героями картины.
Художник Питер Брейгель Мужицкий (1525-1569), Нидерландская школа. "Охотники на снегу". Из серии "Времена года" - январь. 1565 г. Дерево, масло. 117х162. Вена. Историко-художественный музей.
Художник Питер Брейгель-старший или «Мужицкий» (1525-1569), Нидерландская школа. "Строительство Вавилонской башни" 1563г. Дерево, масло. 114х155 см. Музей истории искусств. Вена.
Художник Питер Брейгель Мужицкий (1525-1569), Нидерландская школа. «Крестьянский праздник (Крекстьянская свадьба)». Дерево, масло. 114х163 см. 1567/68 г. (?) Вена. Историко-художественный музей.
«Советский художник» Москва 1966 9-367. Ц. 3 к.
Уже несколько сотен лет за Питером Брейгелем сохраняется прозвище Мужицкий, которое ему присвоило ближайшее потомство. Оно определяет не только тематику произведений великого нидерландского художника, во и характеризует сущность его как мастера, соединившего свое творчество во всех его важнейших устремлениях с жизнью своего народа. Брейгель первый увидел в крестьянстве единственную мощную монолитную основу общества, спаянную воедино общностью труда, духовной отваги и физической крепости. Картина «Крестьянский праздник» (или «Крестьянская свадьба») была написана в годы начавшейся национально-освободительной и революционной борьбы в Нидерландах. Сложное, бурное революционное время обусловливало и особо действенный смысл, скрытый вызов, содержащийся в этой и многих других его картинах.
Наряду с крестьянами, он вводит в свою картину представителей других общественных сословий — монаха и феодала. Однако, помещенные в правом углу, не они определяют настроение и значительность события. Серьезность и жизненная важность происходящего исходят от торжественной, чинной позы невесты, сидящей на фоне подвешенной ткани. Однако жениха за столом не видно. Это странное обстоятельство исследователи полагают символичным. Для всех участников торжества свадьба имеет столь же простой жизненный смысл, как и их работы в поле. Жанровая сцена понята художником, как одно из необходимых и существенных звеньев в жизни народа. Благодаря множеству изображенных людей, особым приемам диагональной композиции и обобщенной пластической характеристики каждого персонажа, Брейгель достигает монументальной целостности всей картины. Предметы быта — кувшины, тарелки, снопы, скамьи играют большую роль в картине и не менее сильно выражают характер крестьянства.