|
Флора |
У ШЕДЕВРОВ Рембрандта новая прописка — Николаевский зал. Именно здесь, в самом большом вале Эрмитажа, встречаются зрители в дни юбилейных торжеств, когда весь мир отмечает 300-летие великого живописца, со своими любимыми героями.
Вот «Флора» — античная богиня весны и цветов. В этом образе художник изобразил свою первую жену Саскию, юную, скромную и очаровательную. Нелегко ей в роли богини: пышный наряд давит плечи, голова склонилась под тяжестью венка, рука неуверенно держит посох, увитый гирляндой цветов.
|
Даная |
Здесь же «Даная». Издалека вы ее, пожалуй, не узнаете. Она сменила свою роскошную золоченую раму на скромную, черную. Но благодаря этому полотно, изображающее дочь аргосского царя, ожидающую своего возлюбленного, бога Юпитера, стало только ярче, засверкав всеми живописными гранями.
В центре зала, как , на главном пьедестале, «Возвращение блудного сына» — большая жизненная драна, рассказанная суровым языком.
|
Возвращение блудного сына |
Многие поколения искали встречи с художником. Ищем её н мы.
|
Святое семейство |
...«Святое сёмейство». Нынешние посетители музея называют эту картину «Семейством плотника», потому что их мало трогает история Марии, Христа и Иосифа. Но разве будет когда-нибудь иначе смотреть на своего первенца мать?
Вся человеческая жизнь проходит перёд нами в рембрандтовских портретах безымянных стариков и старух. Как она прожита, эта жизнь? Здесь есть о чем задуматься и молодым. Ибо в картинах художника нашло отражение большое общечеловеческое содержание и подняты, те вопросы любви и дружбы, жизни и смерти, к которым люди никогда не бывают равнодушны.
Но в последние годы гениальный голландский живописец причинил немало хлопот и даже неприятностей не только историкам искусства и музейным работникам, но и всем истинным любителям живописи. В то время как ведущие музеи Голландии, СССР, США, Японии и других стран мира были заняты подготовкой больших юбилейных выставок, которые потребовали огромных усилий, времени и средств, в периодическую печать стали проникать тревожные сведения о кеупных разоблачениях подделок под Рембрандта. Общественное мнение всполошилось. Что же произошло в действительности?
|
Поклонение волхвов |
|
Беседа Христа с самарянкой |
Критический пересмотр всего созданного Рембрандтом происходил и происходит постоянно, по мере выявления новых фактов в его творческой биографии и изучения произведений его учеников. Попробуем уяснить себе это на примере эрмитажного собрания. В каталоге выставки произведений Рембрандта в Москве и Ленинграде в 1956 году его авторство было подвергнуто сомнению лишь в одной картине — «Этюде мужской головы». В появившемся в 1958 году общем каталоге «обрания живописи в Эрмитаже рядом с этим этюдом была названа как сомнительная еще одна картина — «Беседа Христа с самарянкой». Что касается «Этюда мужской головы», то за прошедшее десятилетие ученые укрепились в своем мнении: на нынешней выставке он экспонируется уже как работа ученика Рембрандта—Кареля Фабрициуса, с произведениями которого действительно обнаруживает определенное сходство. Вопрос же о «Беседе Христа с самарянкой» пришлось пересмотреть— чуждые манере Рембрандта черты в этой картине объясняются всего лишь ее плохой сохранностью. Но за это же время еще одна картина («Туалет Юдифи») была выведена из числа подлинников по причине недостаточно высокого художественного качества , а другая картина («Поклонение волхвов»), считавшаяся ранее всего лишь копией, после доскональною исследования была признана оригиналом. Подобное движение как результат многолетнего изучения происходит в любом музее, обладающем значительным собранием картин Рембрандта.
|
Туалет Юдифи |
Другая не менее острая проблема, с которой столкнулись сегодняшние исследователи, а вместе с ними и зрители, — проблема личной жизни художника. Во второй половине 1960-х гг. голландский живописец Дирк Фис и голландский архивариус Г.Я. Вейнман нашли и опубликовали архивные документы, Проливающие новый свет на важное десятилетие в жизни и творческой биографии Рембрандта — на 1640-е годы. Из этих документов следует, что между 1642 г. — годом смерти Сакскии, первой жены художника, и 1649 г., в котором в жизни Рембрандта появилась Хендрикье Стоффельс, в доме Рембрандта жила и состояла с ним в близких отношениях еще одна женщина — Гертье Диркс, молодая вдова, нянька его сына Титуса. Отношения Гертье и Рембрандта складывались очень бурно и развивались весьма драматически. Теперь есть возможность отождествить появившуюся в произведениях Рембрандта в 1640-е годы новую женскую модель с вышеназванной Гертье. Посетители Эрмитажа могут познакомиться с нею по картине «Даная».
Наконец, Рембрандт в наши дни с новой настоятельностью поставил нас перед фактом первостепенного значения иконографических проблем при изучении его творчества, проблем, посвященных всестороннему раскрытию сюжета и содержания произведения. Каждое новое исследование, предпринятое в этом направлении, показывает, что связи художника с современной ему жизнью были куда сложнее, многограннее, глубже и серьезнее, чем мы думали до сих пор, что Рембрандт гораздо чаще, чем мы знали, пользовался языком символов, аллегорий и иносказаний.
Каждая эпоха любит, ценит и понимает Рембрандта по-своему, в меру того передового и прогрессивного, что заложено в ней самой. В этом отношении мы вправе ожидать, что наши дни принесут новые, важные открытия, которые еще более приблизят к нам Рембрандту. Секрет этой близости, как известно, заключается в глубоко человечном, беспримерном по своему гуманизму содержании его произведений и в совершенстве воплощения замыслов. Поэтому творчество великого художника и сегодня продолжает волновать нас так, как будто ои является нашим современником.
Ю. КУЗНЕЦОВ, старший научный сотрудник Эрмитажа
Статья "Рембрандт сегодня" опубликована в газете "Ленинградская правда" 20 января 1970 года