воскресенье, 26 февраля 2017 г.

Рафаэль - «Портрет папы Юлия II»

Рафаэль. Портрет Юлия II. Исполнено в 1511-1512 гг. Доска, масло 108 х 81 см В коллекции Лондонской галереи с 1824 г.

Из альманаха «Великие музеи мира» №20 «Национальная галерея. Лондон»:
Этим портретом восхищались Вазари и другие художники XVI века, видевшие его, когда он был выставлен для публики в римской церкви Санта Мария дель Пополо. С этого произведения были сделаны многочисленные копии (в том числе, одна - Тицианом). Рафаэлю удалось добиться непоказного совершенства композиции и формы, которое он соединяет с необычайной способностью к подражанию и имитации реальности жизни и вещей. Именно так делал и Тициан в то же самое время. Датировать произведение можно между июнем 1511 и мартом 1512 года, когда папа отрастил бороду в знак скорби из-за неблагоприятных для него политических событий. Абсолютная верность Рафаэля истине отчетливо видна, например, в жесте, которым левая рука сжимает подлокотник кресла, или в отблесках света, оживляющих украшения в форме желудя на спинке (желудь - это намек на дом делла Ровере, к которому принадлежал понтифик). Но еще более реалистична задумка Рафаэля изобразить папу не анфас и не в профиль, стараясь при этом, чтобы его взгляд не уперся в наблюдателя. Художник помещает себя в шаге сбоку от папы, как если бы он присутствовал в той же комнате. Именно такое чувство постоянного присутствия Рафаэль вызывает у нас и сегодня.
Даниэла Тарабра
Детали:
Портрет настолько мощен в изображении лица, насколько тщателен в передаче некоторых деталей, таких, как спинка кресла, помещенная в слегка развернутом ракурсе на фоне занавеса, на котором вытканы два скрещенных ключа - символ папского престола.

Внимание концентрируется на деталях, определяющих ранг персонажа: правая рука с пальцами в перстнях сжимает церемониальный платок. Изображение сделано с верхнего ракурса, с близкого расстояния, что уничтожает физическую и психологическую дистанцию между портретируемым и зрителем.

Лицо Юлия II, энергичное и властное, является одним из самых выразительных образов портретистики эпохи Возрождения. Пожилой и усталый папа изображен в задумчивой позе. Белая борода, обрамляющая лицо, ярко выделяется на фоне красных одежд, создавая очень впечатляющий цветовой разрыв.
От себя хочу обратить внимание на то, что это портрет того самого кардинала делла Ровере, который в сериале "Борджиа" плёл интриги против папы Александра (Борджиа), пытался того отравить, призвал в Италию французские войска, в общем, был крутым засранцем. Причём эти выдумки  киношников подтверждает и Википедия.

Комментариев нет: