понедельник, 29 октября 2007 г.

БОГАЕВСКИЙ Константин Федорович - русский художник-пейзажист

12 января 1972 года исполнилось сто лет со дня рождения Константина Федоровича Богаевского. Своеобразную роль, которую сыграл Богаевский в русском искусстве, определили не только замечательные качества его дарования — в начале века наряду с другими художниками (А. Васнецов, Н. Рерих) он возродил особый и редкий жанр — исторический пейзаж. Но в отношении художника к прошлому и в изучении им настоящей окружающей жизни никогда не было хладнокровия или кабинетной отрешенности. Названия его полотен и акварельных листов изобилуют эпитетами «героический», «романтический». Эти чувства он передал и в панорамных пейзажах Днепростроя. и в картинах бакинских нефтепромыслов. Но главным образом — в повествовании о земле Крыма, которая была основной темой его искусства и самой большой любовью всей его жизни.
Что бы ни писал Богаевский — пустынные морские берега, рыжие скифские степи, фантастические пейзажи-видения или современные рыбачьи бухты, — в монументальном стиле его работ всегда отражались стремления, ожидания и самые высокие мечты своего времени. Он может быть назван романтиком и по существу своего искусства и по тем художественным принципам, той школе, которую продолжал.
Еще в детстве его привлекали полотна И. К. Айвазовского, в которых всегда были необыкновенные состояния природы, необычное освещение и мир казался грандиозным и возвышенным. Феодосия, где родился Богаевский, была родным городом Айвазовского. Знаменитый мастер направлял его первые шаги в искусстве. Эти ранние юношеские симпатии получили дальнейшее развитие и профессиональное оформление в мастерской А. И. Куинджи в петербургской Академии художеств. Картины самого Куинджи, полные контрастов света и цвета, продолжали романтическую линию русского пейзажа, столь близкую Богаевскому. В этой мастерской молодые художники учились непосредственные впечатления от натуры подчинять лирическому философскому замыслу. Картины получались как бы сотканными из воспоминаний, из того, что хранила память и рождало воображение художника. Не случайно, что из мастерской Куинджи вышли два таких крупных мастера исторического пейзажа, как Н. К. Рерих и К. Ф. Богаевский. Подобно тому как Рерих «открывал» для живописи древнерусскую архитектуру, ее связь с родным пейзажем, Богаевский находил в мотивах Восточного Крыма свидетельства древности этой земли и прошедших по ней культур. С 1908 года он навсегда поселился в Феодосии и много раз писал эти пустынные холмы, старинные города, вереницы крепостных стен. Пейзаж он всегда связывает с историей, с мифом, с памятью о некогда живших здесь племенах и народах.
Иногда где-нибудь на равнине в лунном свете он помещал легендарных героев («Пустыня». 1903). Но чаще всего его пейзажи безлюдны. Ранние произведения художника отличаются какой-то особенной тишиной и неподвижностью. В картине «Берег моря» (1907) даже волны у прибрежных скал кажутся застылыми. В голубоватом свете мерцают уступы. Дикий, словно первозданный, пейзаж. Выросшая на холме крепость выглядит частью этой торжественной и вечной природы. Почти в каждой картине тех лет у Богаевского встречается мысль о веках, оставивших свой след на земле.
«Берег моря» - произведение, характерное для раннего творчества художника и с точки зрения техники и композиционных приемов. Тонкие деревца, обрамляющие пейзаж, подчеркивают плоскостный первый план. Приглушенный голубовато-серый тон картины, так же, как и вертикальный штриховой мазок, усиливает сходство картины со старинным гобеленом. После поездки в Италию и Грецию в 1907—1908 годах, под влиянием старых мастеров художник создает более сложные пространственные композиции. Он участвует в выставках художественных группировок: Московского товарищества художников, «Мира искусства», «Союза русских художников», «Жар-цвета»,
Революция была колоссальным событием в жизни Богаевского. Художник, прежде живший в мире идеальных мечтаний, теперь включается в работу Крымского комитета по охране памятников искусства и старины. Постепенно меняется и круг творческих интересов мастера. Эти сдвиги сначала сказались в небольших работах, особенно в графике.
Рисунок и акварель вообще занимают большое место в искусстве художника. Каждому крупному полотну обыкновенно предшествует работа с натуры. И здесь акварельная техника, которой в совершенстве владел Богаевский, была для него незаменимой. Уже на натуре он умел строить композицию, очищая пейзажный пластический мотив от всего случайного. Работая легко и быстро на листе бумаги, он зачастую добивался более убедительных результатов, чем в мастерской, месяцами стоя у полотна. В таких акварелях, как «Вечернее солнце» (1926), «Феодосия» (1930), «Мыс Меганом» (1931), мы находим свободную импровизацию излюбленных художником мотивов, но без прежней величавой холодности. Пейзаж становится более жизненным. В нем больше тепла, человеческого чувства, чем отвлеченной мысли. Гораздо сложнее, а порой и мучительнее стал теперь для Богаевского процесс создания картины.
Художнику многое пришлось пересмотреть в своем творческом методе. Большое значение он придает теперь натуре. Даже в знакомых, столько раз повторенных видах Феодосии и Генуэзской крепости начинает преобладать конкретность, точность деталей. Написанная в 1935 году «Феодосия XIV—XV веков» — это уже не пейзаж-фантазия, а почти археологически достоверное воссоздание прошлого облика города.
Он понимал, что в стилизованных формах, в панно, подобных старинным гобеленам, нельзя выразить ту динамику жизни, которую он чувствовал вокруг и хотел передать.
Сам Богаевский объясняет перемены в своем творчестве именно новизной наблюдений и впечатлений. «Меня поразил размах строительства, поразило то мастерство, с каким люди нашей страны овладевают природой, и я попробовал писать индустриальные пейзажи, так мало схожие со всем тем, что я сделал до сих пор».
Так появляются в его картинах нефтяные вышки промыслов Биби-Эйбат, бетонный остов плотины Днепрогэса, дымящие трубы промышленных районов. Но во всех поисках и изменениях художественного языка Богаевский сохранил верность главным принципам, природе своего искусства: он смотрит на мир глазами пейзажиста, для которого и новое и старое выражается только языком цвета, ритма, пространства, путем глубокого проникновения в пластическую сущность явления жизни. И еще: он всегда оставался художником-романтиком. Только восторженный и влюбленный в жизнь человек мог увидеть такое огромное сияющее небо над шумом и суматохой Днепростроя. В тяжелой и напряженной работе людей он открыл героическую красоту, и, чтобы ее выразить, ему нужны были любимые им ясные дали, мощные развороты планов.
Одновременно с увлечением новой тематикой продолжается старая линия его творчества, и в конце 30-х годов он создает «Тавроскифию» и «Киммерию» — пейзажи овеянной легендами земли, пишет старые гавани и цветущие сады.
«Вся моя жизнь художника, вся моя творческая работа была посвящена крымскому пейзажу. Сколько ни писал я картин о крымском небе, горах, море, крымская природа давала мне еще и еще новые темы для моих произведений», — говорил художник.
Его труд был высоко оценен: в 1933 году Богаевскому было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Самым большим собранием работ К. Ф. Богаевского обладают крымские картинные галереи - Феодосийская и Симферопольская. Его произведения можно видеть во всех крупнейших музеях страны. В Государственной Третьяковской галерее представлены произведения живописи и графики различных периодов творчества художника. Некоторые из работ, принадлежащих этому собранию, воспроизводятся здесь впервые.
Е. Короткевин
Пейзаж с деревьями. 1927 г. Государственная Третьяковская галерея
Пустыня. Холст, масло. 69х194. Государственная Третьяковская галерея
Берег моря. 1907 г. Холст, масло 141х156. Государственная Третьяковская галерея
Крымский пейзаж. 1930 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
Мыс Меганом. 1931 г. Бумага, акварель. 39,5х68,6. Государственная Третьяковская галерея
Первозданный пейзаж. бумага, акварель. 34,7х47,6. Государственная Третьяковская галерея
Пейзаж. Бумага, сангина. 34,1х50,3. Государственная Третьяковская галерея
Вечернее солнце. 1926. Бумага, акварель. 54,5х67. Государственная Третьяковская галерея
Днепрострой. 1930 г. Холст, масло. 75х202. Государственная Третьяковская галерея
Романтический пейзаж. 1908 г. Бумага, акварель. 26,5х35,8. Государственная Третьяковская галерея
Пейзаж. Горы. 1923. бумага, сангина. 34,1х50,3 Государственная Третьяковская галерея
Утро. Эскиз картины."Утро. Розовый гобелен". 1909. Бумага, акварель. 22х29.Государственная Третьяковская галерея

Другие работы художника:

БОГАЕВСКИЙ Константин Федорович - русский художник-пейзажист (продолжение)

воскресенье, 28 октября 2007 г.

Ираклий Тоидзе - Витязь в тигровой шкуре

ОСВОБОЖДЕНИЕ НЕСТАН-ДАРЕДЖАН
Тесной просекой средь мертвых весь прошли подземный ход,
Видят: выпустил из плена змей луну встречать восход,—
Тариэль стоит без шлема, а она—краса красот.
Обвивает шея шею, с грудью грудь—один оплот.

ТАРИЭЛЬ И ФРИДОН У МОРЯ
«Слышу крик: какой-то витязь призывал кого-то к брани,
«Проскакал он берег моря, но страдал, видать, от раны,
«Он меча держал обломок, весь в крови и весь багряный,
«Угрожал врагам он гневно, не жалея слов для брани


БИТВА ТАРИЭЛЯ С ХАТАЙЦАМИ
«Ястреб в стаю куропаток—так я вторгся в их ряды,
«Смял бойцов с конями вместе в кучу страшной высоты.
«Люди в воздухе кружились, и сверкали их пяты,
«И остались от отрядов только жалкие следы
ВСТРЕЧА ТАРИЭЛЯ С АВТАНДИЛОМ
Обменялись поцелуем, чужестранность не видна,
Сквозь разрывы роз сверкает блеск, зубов и белизна.
Оба горько зарыдали, шея с шеей сплетена,
Цвет рубинов стал янтарным, хоть и лала им цена.
ТАРИЭЛЬ, АВТАНДИЛ И ФРИДОН У КРЕПОСТИ
Десять тысяч стражи было у подземного прохода,
Львы сказали, видя крепость в лунном свете небосвода:
Будем думать, как добиться нам желанного исхода,
Сотня тысячи ценнее, все зависит от подхода».
АВТАНДИЛ В ПУТИ
Отовсюду вышли звери слушать звуки песнопенья,
Наслаждаться дивной песней над водой взнеслись каменья
И, внимая плачу, плачут, внемля в чарах удивленья.
Он в слезах поет и видит всюду слезы сожаленья.

БЕСЕДА ТАРИЭЛЯ С АВТАНДИЛОМ
«Ты послушай, и пойми ты о судьбе моей сказанья,
«Мой язык едва ль охватит все беседы и деянья;
«От затмившей мне сознанье тщетны счастья ожиданья,
«Мой удел—лишь слез потоки, бесконечные страданья
ОХОТА РОСТЕВАНА И АВТАНДИЛА
Сколько там зверей бежало, что немыслим их подсчет.
Козы, мулы и олени, туры прянули с высот.
Царь и витязь к ним рванулись,—кто ж из них краса красот?
И стрелой и луком, правят руки, чуждые невзгод!
АВТАНДИЛ В ГУЛАНШАРО
Автандил проехал море; стан его для глаз отрада.
Вдруг открылся взорам город; ширь садов—его ограда.
Разноцветное цветенье—наслаждение для взгляда,
Красоту страны той дивной описать теперь нам надо.

Другие открытки из этой серии:


Рисунки Ираклия Тоидзе к поэме Шота Руставели "Витязь в Тигровой шкуре"

Рисунки Ираклия Тоидзе к поэме Шота Руставели "Витязь в Тигровой шкуре"

К сожалению, открытки в наборе не пронумерованы, а саму поэму я не читал, поэтому публикую их в чисто случайной последовательности
БОРЬБА ТАРИЭЛЯ С ТИГРИЦЕЙ
"Бросив меч,схватил тигрицу и привлек в свои объятья,
«В память той желал лобзанья, от кого огнем объят я,
«Но тигрица прорычала мне звериные проклятья,
«Я убил ее нещадно, и безумцем стал опять я


БОЙ ФРИДОНА С ВРАГАМИ
"Окружили—вижу, плохо! С лодки прянул на коне,
"Вплавь я по морю пустился, удивлялись только мне
"Всех людей моих сгубили, трупы отдали волне,
«Обратил я всех их в бегство, с ними справился вполне.

ПОХИЩЕНИЕ НЕСТАН-ДАРЕДЖАН
«Позвала Давар, пресытясь, двух рабов чернее сажи,
«Перед ней они предстали, безобразны, словно каджи.
«Наготове бот держали, подползали, как для кражи,
«Усадили солнце-деву, окружив ее, как стражи

КОРОНОВАНИЕ ТИНАТИН
По стране гонцов с указом шлет арабов повелитель:
«Тинатин мою царицей посадил я сам, родитель,
«Озарит она, как солнце, всех, кто к ней войдет в обитель.
«Пусть же ей хвалу возносит восхищенный ею зритель».

ФАТЬМА И НЕСТАН-ДАРЕДЖАН
«Я взяла коня в конюшне, что быстрее всех там был,
«Оседлала, посадила ту, чей лик меня пленил.
«Словно лев, умчал он солнце, что превыше всех светил.
«Так мое завяло жниво, что из всех растила сил».

АВТАНДИЛ ПИШЕТ ЗАВЕЩАНИЕ
Сел писать он завещанье, о тоске души сказать:
«Царь, кого искать я жажду, тайно я ушел искать.
«Без него, по ком сгораю, тяжела мне жизни кладь.
«Призови, против, мне в помощи сил небесных благодать!

ТАРИЭЛЬ У РЕКИ
Видят: некий витязь странный плачет, сидя над рекой.
С львиным схож героя образ. Но разнуздан вороной.
По доспехам, сбруе, латам жемчуг блеск рассыпал свой.
Розу изморозь покрыла с сердца брызжущей слезой


Другие открытки этой серии:



Ираклий Тоидзе - Витязь в тигровой шкуре 


четверг, 25 октября 2007 г.

РЕПИН Илья Ефимович - русский художник - продолжение.

Портрет художника К.П. Похитонова (1850-1929). 1889 г.
Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет писательницы Н.Б. Нордман-Северовой. 1905 г.Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник
Портрет писательницы Н.Б. Нордман-Северовой. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет писателя Ивана Сергеевича Тургенева. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Данте. Холст, масло. 70,5х57,4. Костромской областной музей изобразительных искусств.
Портрет писателя В.Г. Короленко (1853-1921). 1912 г. Государственная Третьяковская галерея
Пушкин у моря. 1887 г. Картина написана Репиным совместно с И.К. Айвазовским. Всесоюзный музей А.С. Пушкина
Портрет Д.И. Менделеева. Акварель. 1885 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Л.Н. Толстого. 1891 г. Холст, масло. 207х73 см. Государственный Русский музей

Дубовской Николай Никанорович -русский художник-передвижник

Дубовской Николай Никанорович - русский художник, мастер живописного пейзажа, переходного от романтизма к символизму.

Родился в Новочеркасске 5 (17) декабря 1859 в семье казака-старшины Области Войска Донского. Первоначально учился в военной гимназии, затем в петербургской Академии художеств (1877–1881) у М.К. Клодта. Не раз путешествовал по Западной Европе и Ближнему Востоку. Был членом «Товарищества передвижников» (с 1886), с 1899 входил в состав его правления. Жил преимущественно в Петербурге.

Пейзажист по призванию и хранитель священных традиций передвижничества по убеждению, Н. Н. Дубовской принадлежал к младшему поколению передвижников. О его преданности искусству рассказывали анекдоты. Однажды он так увлекся работой над этюдом с натуры, что напрочь забыл о собственном венчании и явился в церковь, когда его уже почти перестали ждать.

Уже с 1884г. Дубовской - в рядах передвижников, а вскоре (в 1889) стал постоянным членом совета ТПХВ и членом правления. После смерти Н. А. Ярошенко (1898) он оказался идейным руководителем объединения. В отличие от волевых И. Н. Крамского и Н. А. Ярошенко, Дубовской был человеком мягким и деликатным, однако очень умело исполнял роль вечного примирителя передвижников старшего и младшего поколений.

Дубовской написал около 400 картин и более 1000 этюдов. Известны его пейзажи "Зима" (1884), "Ранняя весна" (1886), "На Волге" (1892 и 1903), "Прошел ураган" (1898), "Закат солнца" (1909), "Родина" (1903-04) и др. В них легко узнаются темы и образы передвижнического пейзажа. Товарищи ценили в произведениях Дубовского сильное эмоциональное чувство, но часто пеняли художнику на некоторую небрежность исполнения.

Но одна картина резко выделяется из этого ряда, и в историю русского искусства Дубовской вошел, прежде всего, как автор пейзажа "Притихло" (1890). Художник открыл здесь новый для передвижников мотив, по его словам - "тишины перед грозой", "когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии". Для воплощения этого мотива он нашел оригинальное решение.

Внезапно высвеченные солнечными лучами грозовые тучи тянутся тяжелой горизонталью, занимающей почти всю верхнюю половину картины, над почерневшей водой, отражаясь в ней. Вдали - темная полоса берега, как бы сдавленная сверху и снизу стихиями неба и воды. Земля теряет свою материальность, но и вода - лишь зеркало для неба. Самым материальным, осязаемым здесь "телом" становятся грозовые тучи - яркие и светоносные.

Пейзаж высоко оценил И. И. Левитан, полагавший, что Дубовскому удалось передать объективное - "не автора, а самую стихию".

Плодотворно работал как педагог: с 1911 был профессором-руководителем пейзажной мастерской Академии художеств.

Умер Дубовской в Петрограде 28 февраля 1918.
Закат солнца. 1909 г. Астраханский областная картинная галерея
Вечер в селе после дождя. 1906 г. Государственный Русский музей
Прошел ураган. 1898 г. Астраханский областная картинная галерея
сумерки. 1897 г. Холст, масло.52х70. Государственная Третьяковская галерея
Притихло. 1890 г. Государственный Русский музей
После дождя. 1906-1909 гг. Областной музей истории донского казачества (г.Новочеркасск)
Дождь приближается. 1888 г. Государственный Русский музей
Кисловодск. Этюд. Холст, масло. 19,5х30. Холст, масло. Кисловодский художественный музей имени Н.А. Ярошенко
После грозы. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Горный пейзаж. Холст, масло. Кисловодский художественный музей имени Н.А. Ярошенко
Рожь созрела. Государственный Русский музей
Радуга. Областной музей истории донского казачества (г.Новочеркасск)
Свежий ветер. Холст, масло. Кисловодский художественный музей имени Н.А. Ярошенко
Ноябрьский вечер. Государственная Третьяковская галерея
На Екатерининском канале. 1905 г. Государственный русский музей
Море. Калининская областная картинная галерея