Автопортрет
Выставка "Александр Лабас. На скорости ХХ века", приуроченная к 110-летию советского живописца, открылась в Третьяковской галерее на Крымском валу в понедельник.
Все творчество Лабаса было подчинено исследованию темы движения в пространстве, к тому же годы расцвета художника совпали с тем временем, когда люди пересели из экипажей и конок на автомобили, трамваи, пароходы, дирижабли и самолеты. Несмотря на то, что автор шел в ногу с эпохой, в середине 1930-х он был обвинен в формализме и долгое время его работы не появлялись на публике. Сейчас произведения Лабаса открывают заново. Эта экспозиция - не первый, но самый представительный проект с его участием в Москве за последнее время. Экспонаты предоставили главные отечественные музеи - и сама Третьяковка, и ГМИИ имени Пушкина, и Русский музей.
Титульные разделы выставки - "Едут", "Летят", "Плывут". На них в подробностях можно изучить, как выглядит первый советский дирижабль или же каким манером размещались пассажиры в салонах первых самолетов. Здесь же - строительство московского метрополитена и внутреннее убранство станций, где особое место занимают эскалаторы. Устремленные вверх, они у Лабаса больше походят на лестницы в небеса, чем на технические сооружения.
Тема движения, особенно по воздуху, не покидала художника даже тогда, когда он просто писал виды Москвы - где-нибудь на краешке, да обязательно зависнет дирижабль.
Лабас - тот художник, которого нужно смотреть, вглядываясь в детали, отметила на превью выставки ее куратор Любовь Пчелкина.
Например, на акварельной работе "Улица в Ленинграде" перспектива взята таким образом, чтобы показать максимум разнообразного транспорта.
"Не забыт даже велосипедист, которого художник изобразил отбрасывающим тень, иначе с этой точки зрения он выглядел бы просто как палочка", - отметила куратор.
Графика и живопись Лабаса дополнены на выставке настоящими моделями самолетов и машин и кадрами кинохроники той эпохи.
Отдельного внимания заслуживает четырехметровая скульптура "Электрическая Венера" - она была сделана в 1930 году для павильона электрификации на Сельскохозяйственной выставке в Минске. Оригинал давно утрачен, однако специально для выставки была сделана реконструкция по нескольким наброскам и паре фотографий.
Комментариев нет:
Отправить комментарий